fullscreen
Исследователь скифской эпохи Юрий Болтрик держит в руках копию пекторали, найденной археологом Борисом Мозолевским в кургане Толстая могила
Фото: Александр Хоменко/hromadske
50 лет назад — 21 июня 1971 года — археолог Борис Мозолевский во время исследования скифского кургана Толстая могила нашел золотую пектораль. Это едва ли не самая известная археологическая находка в Украине, сделала Мозолевского известным далеко за пределами профессионального круга и сама понемногу начала обрастать мифами.
hromadske встретилось с одним из самых авторитетных современных исследователей скифской эпохи, кандидатом исторических наук Юрием Болтриком, чтобы узнать об истории находки, ее значении и вблизи рассмотреть позолоченную копию пекторали из Толстой могилы.
Скифы и их «пирамиды»
Среди исследователей нет единого мнения о том, где именно находилась родина скифов. Но мы точно знаем, что в VII веке до нашей эры они приходят на территорию современной Украины с востока. И именно здесь, в ее степях народ достиг наибольшего расцвета.
Скифы населяли территорию от Дуная на западе и до Дона на востоке. В III веке они исчезают с исторической арены, а на их место приходят сарматы. Скифы оставили после себя многочисленные захоронения в форме курганов, которые стали неоценимым источником информации для исследователей скифской эпохи. Но в течение многих веков курганы привлекают и грабителей, которые охотятся за золотом.
fullscreen
Археолог Борис Мозолевский держит в руках оригинал скифской пекторали, найденной им в кургане Толстая могила
Фото: Владимир Жлуденко/Википедія
Мозолевский и Толстая могила
Курган Толстая могила, расположенный около города Покров в Днепропетровской области, тоже был разграблен в древности. Неизвестно, что именно унесли воры, но всего им найти и забрать не удалось.
В 1971 году Толстую могилу начала исследовать археологическая экспедиция во главе с Борисом Мозолевским. Тогда еще неизвестный широкой общественности ученый считался идеологически неблагонадежным из-за своего критического отношения к советской власти, которое высказывал, в частности в своих стихах.
Именно из-за Мозолевского из Коммунистической партии в свое время исключили его руководителя в Институте археологии НАН Украины Алексея Тереножкина. А также из-за ученого проблемы в отношениях с партией возникли у жены Тереножкина, археолога Варвары Ильинской. Да и сам Мозолевский тогда был лишь внештатным сотрудником Института археологии — очевидно, из-за своей неблагонадежности.
Горнодобывающая промышленность на службе археологии
Тот период был, наверное, золотым веком для исследователей скифских курганов. Тогда в степной зоне Украины шло масштабное мелиоративное строительство, которому препятствовали многочисленные погребальные насыпи, в том числе и скифские курганы. Поэтому, перед тем, как сровнять с землей, их должны были исследовать археологи. В то время государство хорошо финансировало такие работы.
Но Толстой могиле и другим курганам того региона угрожали не мелиоративные работы, а строительство карьеров для добычи марганцевой руды и связанная с ними инфраструктура. Впрочем, именно благодаря этому Мозолевский и его коллеги имели все необходимое, том числе и технику, без которой раскопать курган не получится.
fullscreen
Исследователь скифской эпохи, кандидат исторических наук Юрий Болтрик
Фото: Александр Хоменко/hromadske
Не царский курган
Юрий Болтрик рассказывает, что Толстую могилу часто называют царским курганом — мол, там был похоронен кто-то из скифских правителей. Но это не так. У скифов размер погребального кургана обычно зависел от социального статуса покойного.
Толстая могила — не слишком большой курган, хотя и достигает 8 метров в высоту. По объему он примерно в 15 раз меньше собственно царских курганов того периода. Похороненный здесь человек, безусловно, имел высокий социальный статус, но не был главой скифского государства.
Вместе с ним была похоронена женщина, несколько лошадей и слуги — для ухода за ними. А также ребенок, что согласно представлениям скифов был проводником в потусторонний мир и должен был облегчить покойному переход в него.
Пектораль, которая должна защитить
Мозолевский нашел пектораль в дромосе — коридоре, который ведет в погребальную камеру. Рядом с ней был железный меч в золотых ножнах. Грабители не добрались до этих сокровищ потому, что в дромосе произошел обвал и они нашли другой путь.
Это значит, что пектораль ориентировочно 2,4 тысячи лет пролежала на том месте, где ее положили люди, которые совершали обряд погребения. Почему именно там — неизвестно. Вероятно, охраняла от незваных гостей.
Юрий Болтрик рассказывает, что примерно в таком же месте в другом кургане — Желтокаменка — Мозолевский нашел серебряное веретено. О его назначении выдвигались различные предположения. Наприклад, в Румынии до середины XX века веретено втыкали в могилу «опасного покойника», чтобы он не мог вернуться в мир живых и наделать вреда. Возможно, у скифов была такая же традиция.
fullscreen
Копия скифской пекторали, найденной археологом Борисом Мозолевским в кургане Толстая могила
Фото: Александр Хоменко/hromadske
Интерпретаторы пекторали
Пектораль изготовлена из золота высокой пробы и весит примерно 1 килограмм 150 граммов. Кое-где на ней остались следы эмали.
Американский исследователь Вольф Рудольф подсчитал: в целом пектораль содержит скульптурные изображения 160 предметов, в том числе людей, различных животных и растений. Некоторые из них были утрачены еще до того, как украшение положили в могилу. Вероятнее всего это свидетельствует о том, что им пользовались по назначению — носили на груди.
Пектораль состоит из трех фризов, или уровней, которые разделены джутом и четко отличаются по композиции. Украинские и зарубежные исследователи потратили годы работы для интерпретации изображения на пекторали.
Среди них был и сам Мозолевский, который в 1979 году издал посвященную памятнику книгу «Толстая могила». Варвара Ильинская стала его научным руководителем и редактором издания. Интерпретацией пекторали занимались также известные российские исследователи Дмитрий Раевский, Анастасия Манцевич, Дмитрий Мачинский и другие. Но единого мнения у них нет.
Золотое руно, карта или боевой панцирь
Наряду с обоснованными версиями есть ряд толкований того, что же изображено на пекторали, не подкрепленных достаточной научною базой — и несмотря на это, они довольно популярны.
По одной из таких версий, двое мужчин в верхнем фризе, составляющих смысловой центр композиции, держат овечье руно, с помощью которого в золотоносных реках в древности добывали золотой песок. Существует даже версия, что это руно (или другой предмет одежды) по своим очертаниям соответствует очертаниям Скифии — страны, которая в будущем стала Украиной.
Однако Юрий Болтрик утверждает: скифологи почти единодушно считают, что в центр композиции ее автор поместил не руно, а панцирь — предмет военной одежды скифов, похожий на кожаную рубаху, покрытую железными пластинками. На пекторали она изображена вывернутой наружу, а двое мужчин шьют или чинят ее. Возможно, это два царя, которые таким образом скрепляют между собой какой-то договор.
На этом же фризе можно увидеть других людей и домашних животных.
Древо жизни и сцены терзания
Средний фриз очень отличается — здесь изображены только растения и птицы. Исследователи считают, что это — символическое изображение древа жизни, модели мироздания, распространенной во многих мифологиях и религиях индоевропейских народов.
На нижнем фризе изображены различные животные: собаки, кабаны и даже насекомые, о которых немного позже. Здесь также можно увидеть традиционную для скифов сцену терзания: мифические хищники нападают на лошадь. Если в правой части фриза животное еще сопротивляется, то в левой уже смирилось. Это может быть символическим отображением чередования дня и ночи, которая его «пожирает». Но возможны и другие объяснения.
Считается, что три фриза, три уровня — это отражение трех мифологических миров: верхнего, среднего и нижнего.
Кузнечик или саранча?
А вот один из примеров, насколько по-разному можно не только интерпретировать изображение на пекторали, но даже идентифицировать его. Если взглянуть на нижней фриз, то на его краях — справа и слева — «спрятались» по двое насекомых. Есть мнение, что это — кузнечики.
Однако энтомолог Тарас Пушкарь из Института зоологии им. И. И. Шмальгаузена НАН Украины, к которому мы обратились во время подготовки материала, заметил: насекомое скорее похоже на саранчу, которая оказывала важное влияние на жизнь скифов. Кузнечики же такого значения не имели, поэтому их изображать, по его мнению, не было смысла.
«Моделью для изображения мог быть тот вид прямокрылых (род насекомых, к которому среди прочих относятся кузнечики и саранча, — ред.), который был доступен мастерам, а не сам оригинал. Поскольку “саранчой” в народе и сейчас ошибочно называют крупных кузнечиков, я бы не ожидал от мастеров безошибочного выбора модели для изображения столь важного в жизни скифов насекомого», — объясняет Тарас Пушкарь.
Основных отличительных признаков, по которым можно отличить саранчу от кузнечиков — коротких усиков или тимпанального отверстия (орган слуха у насекомых, — ред.) у основания брюшка — на скульптуре нет, чтобы сказать окончательно. Однако неочевидные признаки — выпуклая форма, большой размер головы и передних челюстей, а также некоторые другие могут свидетельствовать о попытке изобразить именно саранчу.
«Итак, это скорее изображения саранчи, но “глазами” мастеров того времени. Где-то они изобразили насекомое точно (не ошиблись в количестве ног), а где-то упростили до стилизации», — считает Тарас Пушкарь.
fullscreen
Исследователь скифской эпохи Юрий Болтрик держит в руках копию пекторали, найденной археологом Борисом Мозолевским в кургане Толстая могила
Фото: Александр Хоменко/hromadske
Работа «чертомлыкского мастера»
Неизвестно кто и где создал пектораль, и тут тоже есть несколько теорий. Среди исследователей до сих пор нет согласия, изготавливали вообще скифы изделия из золота. И если да, они были несравненно проще, чем пектораль из Толстой могилы. Она — точно произведение античных мастеров.
Ученым известно несколько скифских артефактов, которые по смысловой нагрузке и стилистике перекликаются с пекторалью. Самая известная из них — так называемая Чертомлыкская ваза-амфора. Ее нашли в кургане Чертомлык на территории современной Днепропетровской области еще в XIX веке. Хранится она в Эрмитаже в Санкт-Петербурге.
Исследователи говорят, что эти вещи изготовил «чертомлыкский мастер». Речь идет не о одном человеке, а о нескольких мастерах, принадлежавших к одной школе.
«Похоже, это была одна мастерская, где сменялись поколения, но сохранялись определенные каноны», — рассказывает Юрий Болтрик.
По разным предположениям, такая мастерская могла быть расположена в Афинах, рядом с современными Салониками, или же в Пантикапее (ныне — Керчь).
Оригинал и копии
Пектораль из Толстой могилы хранится в Музее исторических драгоценностей на территории Киево-Печерской лавры. Иногда в экспозиции посетители видят именно ее, а иногда — ее копию, которую неспециалисту сложно отличить от оригинала.
Существуют и другие копии. Одну из них можно увидеть в Археологическом музее Института археологии НАН Украины, а еще одну, которая хранится непосредственно в Институте археологии НАН Украины, нам показал Юрий Болтрик.
Несмотря на то, что такие копии имеют очень высокое качество и являются ценными сами по себе, некоторые очень мелкие детали, которые важны для исследователей, можно хорошо рассмотреть только на оригинале. Например, у одного из бычков на лбу между рогами можно видеть изображение, которое некоторые ученые трактуют как солярный (солнечный) символ. Но Юрий Болтрик говорит: если посмотреть на настоящих бычков, у многих из них шерсть между рогами действительно закручивается в своеобразный «вихрь».
«Мастер, который создавал пектораль, был еще и очень наблюдательным и точно отразил внешний вид животного», — объясняет археолог.
fullscreen
Юрий Болтрик показывает детали композиции пекторали из кургана Толская могила
Фото: Александр Хоменко/hromadske
В поисках новых ключей к пекторали
Находка пекторали из Толстой могилы была не только чрезвычайным научным событием, но и получила широкую огласку и сделала Бориса Мозолевского известным за пределами профессионального круга. Для него она стала определенной защитой от органов госбезопасности: хотя они продолжали следить за ним, но причинить вред известному ученому и народному герою было уже не так просто.
По словам Юрия Болтрика, сегодня все основные возможности для интерпретации пекторали уже исчерпаны. Чтобы появились новые идеи, нужны новые находки — возможно, удастся найти еще один шедевр «чертомлыкского мастера».
«Новая находка может многое прояснить», — говорит Юрий Болтрик. И тут же добавляет полушутя: «Или наоборот — запутать».
Такими поисками сейчас и занимается Юрий Болтрик и его коллеги — другие скифологи. Но для того, чтобы исследовать курганы, нужны средства и техника. У Мозолевского был свой добрый гений — директор гигантских карьеров по добыче марганца Георгий Лукич Середа. Если бы не он, неизвестно, как бы сложилась судьба Толстой могилы и самой пекторали. Но у современных археологов таких покровителей нет.
Зато курганы и другие археологические объекты активно раскапывают грабители. У них достаточно и техники, и современного оборудования, и покровителей, которые помогают выходить сухими из воды.
В прошлом году в Николаевской области с помощью экскаваторов грабители раскопали настоящий царский курган — высотой с пятиэтажный дом. Остается только догадываться, какие именно сокровища попали им в руки и, скорее всего, навсегда потеряны для нас.
читайте также
Крымский динозавр, кость в пенисе и что с нами делает эволюция. Интервью с палеонтологом Леонидом Горобцом
Крокодил из Лавры: зачем украинские исследователи планируют сделать томографию древнеегипетской мумии