Все было не так! Ученые сделали неожиданное заявление о древних скифах

Антропологи и археологи из США, Украины и других стран недавно установили, что кочевой образ жизни был характерен далеко не всем представителям скифов.

Более того: новое исследование показывает, что то, что раньше считалось одной группой, вероятно, было сообществами разных людей с разнообразным питанием.
Люди скифской эпохи жили по всей Евразии примерно с 700 г. до н.э. до 200 г. до н.э. и долгое время считались очень мобильными воинами, широко расселявшимися по степи. Это подтверждалось наблюдениями археологов за похожими стилями конской сбруи, оружия, курганов и мотивов на всей территории современной Украины.
Из-за этого ученые объединяли различные культуры и периоды жизни людей в этом регионе в единую «скифскую» идентичность. Но, проанализировав человеческие кости и зубную эмаль, международная группа исследователей обнаружила, что люди в этом регионе, скорее всего, жили в поселениях, выращивая просо и разводя скот в смешанных экономических системах.
«Наше исследование демонстрирует общий низкий уровень мобильности людей в непосредственной близости от ключевых городских районов скифской эпохи, в отличие от прежних стереотипов о том, что это было кочевое население. Хотя в скифскую эпоху мобильность увеличилась по сравнению с предыдущими периодами, она была ограничена небольшим процентом людей», — сказала Алисия Вентреска Миллер, ведущий автор исследования и доцент кафедры антропологии Мичиганского университета.
Вентреска Миллер, ранее работавшая в Институте истории человечества Макса Планка, и ее команда взяли образцы костей и зубной эмали 56 человеческих скелетов в трех захоронениях — Бельске, Мамай-Горе и Медвине — на территории современной Украины.
Команда исследовала эти образцы с помощью изотопного анализа. Этот вид анализа исследует изотопы элементов — в данном исследовании стронций, кислород, азот и углерод — откладываются в тканях человека в результате еды и питья. Это позволяет исследователям определять, где путешествовал и жил человек, основываясь на уникальном изотопном составе их тканей.
Вместе эти анализы показали, что городские районы были местами социального и экономического разнообразия, где люди выращивали просо и разводили скот. Эти данные свидетельствуют о том, что люди в основном оставались там, где они занимались сельским хозяйством и выращиванием скота, хотя они, как правило, перемещались больше, чем в предыдущие эпохи.
«Скифская эпоха явно была периодом противоречий, с убедительными доказательствами сложного взаимодействия между земледельцами и скотоводами, которые способствовали скоплению населения в городских районах», — сказала Вентреска Миллер.
В будущем исследователи надеются получить более подробное представление о том, как люди перемещались между типами участков, такими как городские центры и сельские районы, а также между людьми с разным инвентарем и с очевидно разным социальным статусом.
«Таким образом, мы можем уйти дальше от предполагаемых стереотипов миграции и кочевничества в сторону динамичного и комплексного понимания скифских обществ», — сказала Вентреска Миллер.
Он был похоронен вместе со скифским вождем в 4 веке до нашей эры, но центральное захоронение было разграблено в древности, оставив телохранителя в качестве основной находки.
Наличие кургана было впервые отмечено археологами в 1976 году, но серьезные профессиональные раскопки начались только в сентябре 2020 года. Первоначальные геофизические исследования показали, что курган содержал множество захоронений разных периодов, а последующие раскопки подтвердили диапазон дат, причем самым старым артефактом был каменный топор киммерийского периода (VIII-VII века до нашей эры).
Когда археологи достигли центрального захоронения на глубине 6 м ниже поверхности, они нашли только череп скифского правителя. Из его погребального инвентаря осталось всего пять амфор. Однако грабители не нашли тело его слуги. Этот человек был исключительно высоким, около 2 метров, и его останки указывают на то, что он был ритуально убит, чтобы сопровождать своего хозяина после смерти.