На Рождество — в Карпаты! Как колядуют в селе-музее Криворовне

Поют с трембитами и охотничьими рогами

Кто не слышал гуцульскую колядку, тот не чувствовал всей атмосферы Рождества! Так, без лишней скромности, говорят в поселке Криворовня, что на Гуцульщине (Ивано-Франковская область). В эту небольшую деревушку, которая находится в самом сердце Карпат, в рождественские дни спешат гости со всех уголков Украины. Ведь именно в Криворовне колядуют с особым колоритом, да такие колядки, которые не услышишь в любом другом регионе нашей страны. Более того, здешнюю традициюколядованияв прошлом году включили в Национальный переченьэлементовнематериального культурного наследия Украины.

Колядка на Гуцульщине – древняя молитва Рождеству, которая передается из уст в уста от деда к внуку. К январским праздникам местные колядники начинают готовиться заранее, еще летом. Дважды в неделю собираются на репетиции, заблаговременно готовят национальные костюмы, в которых колядуют, а также настраивают музыкальные инструменты: колокольчики, скрипки, трембиты, охотничьи рога. А еще выбирают так называемого режиссера колядников – «березу». Им может быть мужчина, который не только знает наизусть множество колядок, но и хорошо разбирается в традициях гуцульского Рождества.

— «Береза» определяет кому и что петь, сколько быть в гостях, сколько выпить и съесть, — рассказали «КП» в Украине» жители Криворовни. — Он главный в группе колядников. Также отвечает за деньги, которыми люди награждают певцов за коляду. Все заработанное потом отдают на церковь. Для любого колядника большая честь быть «березой». Хотя и в группу далеко не всех берут. В колядники попасть может только порядочный человек, хороший хозяин. Еще очень важно, чтобы у него был голос сильный, чтобы музыку чувствовав. И не дай бог кто-то из участников будет ругаться, выпивать сверх меры! Сразу выгонят. А это большой позор.

Женщин в колядники не берут. Вот такое гендерное неравенство! Гуцулы оправдываются: в рождественские праздники женщины должны дома сидеть да гостей принимать.

В колядники берут только мужчин с сильным голосом. Фото: igormelika.com.ua

По 10 колядок в одном доме

В первый день Рождества (и до 19 января) после службы в местной церкви вся Криворовня начинает колядовать. Сначала колядники поют возле храма. А после благословления священника отправляются колядовать по дворам. Список хат, куда надо наведаться, составляют заранее.

— Первым во двор или в дом заходит «береза», — рассказал «КП» в Украине» один из местных колядников Степан. – А за ним трембитар. Именно звуками трембиты колядники сообщают хозяевам о своем приходе. Также играет трембита в завершении колядки.

После такого соло «береза» просит у хозяев позволения заколядовать. Те, конечно же, разрешают. И вот тут начинается самое интересное. Играет скрипка, звенят колокольчики, колядники поют и пританцовывают на месте. Но больше всего удивляет текст самих колядок. До сих пор на Гуцульщине отлично уживаются христианство и язычничество, а в своих рождественских песнях гуцулы прославляют и Солнце, как божество, и Христа. Но так было не всегда. С языческими песнями рьяно боролись священнослужители.

— Мой дед рассказывал, что священники заставляли менять слова, менять музыку, – говорит местный старожил Михаил. – Запрещали использовать охотничьи рога для аккомпанемента, скрипку, танцы. И некоторые колядки, понятное дело, изменились. Но большинство все же достались нам в том виде, как их пели еще наши прадеды.

В репертуаре колядников есть рождественские песни для хозяев дома, для незамужних девушек и холостяков, для детей. Есть колядка-благодарность за угощение. А если в доме недавно кто-то умер, то колядуют и в память умершему. В одной хате колядники могут спеть и до 10 рождественских песен. А если колядка длится около получаса, то получается, что у одних хозяев колядники проведут около 5 часов! Как же певцам успеть за день обойти всю Криворовню?

— У нас в селе есть 10 колядницких групп, поэтому до Йордана (Крещения Господня) успеют поколядовать в каждой хате, — смеются местные жители. — Поют даже возле тех домов, где давно никто не живет.

В завершении песнопения колядники поздравляют хозяев и благодарят. А те, в свою очередь, одаривают певцов за их старания деньгами и вкусностями.

Колядуют в Криворовне под аккомпанемент скрипки, колокольчиков, трембиты. Фото: igormelika.com.ua

КОНКРЕТНО

О чем поют?

В неділю рано

В неділю рано сонце сходило,

Сади вишневі розвеселило.

В саду вишневім цвіток біленький,

Ой, народивси Хрестос маленький.

Ой чесні люди, чесна людино,

Хрестос родивси — весела днина.

Хрестос родивси — будем взнавати.

Ісусу Хресту славу давати.

Ми коліднички, чесно вважаймо,

Барточки срібні вгору здіймаймо,

Барточки срібні в руках вбертаймо,

А ноги легкі — легко ступаймо.

Скрипочка грає — Хресту співаймо,

Та й заспіваймо, гори, долини.

Шоб веселися всі полонини,

Всі полонини, широкі поля.

Широкі поля, синії моря,

Шоб веселитса рідна землиця.

Шо пустить колос жито, пшениця,

Шо пустить колос, буде пускати.

А ми будемо колідувати.

Бо колідочка — це Божі слова.

Це українська, рідная мова,

Ми коляднички, чесно вважаймо,

Вкраїнськов мовов Хресту співаймо.

А Ісус Хрестос голос почує,

Щистя, здоров’я нам подарує.

З гори нам дано на світі жити,

Треба нам, браття, цей хрест носити.

Треба нам, браття, цей хрест тримати,

Хоч ми не варті в церкву ступати.

Ці коліднички, що си зібрали,

Їх діди й мами чесно навчали,

Чесно навчали Бога взнавати,

На Різдво рано колядувати.

А Різдво рано — весела днина,

Різдвом ся тішить мала дитина,

Різдвом ся тішить, в церкву ступає,

На колідничків щей поглядає,

Бо коліднички — веселі люди,

Вони колідують, так завджи буде.

Так завжди буде, ще й Божа воля.

Пісні вростають, їх така доля,

Пісні вростають, будуть вростати,

Сива зозуля буде кувати.

Сива золуля кує весною,

Господь посвітить трави росою.

Сидять си братство в Різдво раненько,

Заколідуєм ще й веселенько,

Що си розиллє музика й лине,

Сплете віночок Хресту дівчина,

Ісусу Хресту сплете віночок

Чесна дівчина на даруночок.

Чесна дівчина вінок сплітає,

За ню Пречиста не забуває,

З гори дано їй на світі жити,

Чистим віночком голову покрити.

Ой із-за гори зійшла зірничка,

Винесли з церкви хрест колідницький,

Винесли з церкви, переступають,

Давні звичаї не покидають,

Не покидають, не буд покидати:

Позволь нам, Боже, нарік діждати,

Позволь нам, Боже, волю здобути,

Шоби цей голос ше раз почути

СПРАВКА «КП»

Криворовня — село в Ивано-Франковской области на Гуцульщине. Находится в 125 км от областного центра. Здесь насчитывается около 1500 жителей.

В Криворовне в свое время бывали писатели Иван Франко, Леся Украинка, Василий Стефаник, Ольга Кобылянская, Михаил Коцюбинский, режиссер Лесь Курбас, живописец Иван Труш, писатель и композитор Игнат Хоткевич.

Поселок прославился тем, что здесь Сергей Параджанов снимал фильм «Тени забытых предков». В доме, где проходили съемки, в настоящее время музей. Да и саму Криворовню давно называют музеем под открытым небом. И не зря: в этом маленьком селе насчитывается аж 7 музеев.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Праздники во Львове: катаемся на коньках, варим тайное зелье и колядуем