Антология Medal of Honor

Многие удивились, когда на презентации Oculus Rift 6 в сентябре 2019 года неожиданно была анонсировала Medal of Honor: Above and Beyond для VR. В свое время именно Medal of Honor запустила в индустрии моду на военные шутеры, но в последствии не смогла конкурировать с Call of Duty и Battlefield. История линейки закончилась вместе с выходом последнего тайтла Warfighter в 2012 году и закрытием основной студии-разработчика франшизы.

Medal of Honor (1999) — PS
На самом деле родоначальником серии является не кто иной, как режиссер Стивен Спилберг, у которого во время съемок фильма «Спасти рядового Райана» появилось желание рассказать юному поколению о событиях Второй мировой войны. Наблюдая, как его сын играет в GoldenEye 007, он понял, что видеоигры могут послужить подходящей платформой для этой цели.

Позже Спилберг встретился с представителями компании DreamWorks Interactive, чтобы обсудить создание шутера от первого лица с упором на реальную историю. Стоит отметить, что в прошлом режиссер уже не раз участвовал в разработке видеоигр. DreamWorks Interactive являлась дочерним отделением компании DreamWorks Pictures, основанной Спилбергом и продюсерами Джеффри Катценбергом и Дэвидом Геффеном, и не раз работала над тайтлами, закрученными вокруг фильмов режиссера.

На тот момент идея выпуска Medal of Honor действительно выделялась среди остальных, ведь игра должна была стать одним из первых шутеров-эксклюзивов для консолей, а именно для PlayStation. К тому же игроки в основном ассоциировали жанр с фантастикой и монстрами, а не с реконструкцией военных действий. Группа разработчиков неделю трудилась над прототипом, чтобы проекту был дан зеленый свет.

В качестве консультанта Спилберг снова позвал ветерана Вьетнамской войны Дейла Дая, с которым работал над «Спасти рядового Райана». Помимо всего прочего, Дай посоветовал разработчикам вставлять небольшие исторические кат-сцены перед каждой миссией игры, которые сам же и озвучил.

События Medal of Honor развиваются в 1944-1945 годах, а игрок выступает лейтенантом Джеймсом Паттерсоном, который должен саботировать нацистские операции на западном фронте.

Изначально «Общество Медали Почета Конгресса» выступало против выпуска тайтла, но после демонстрации игры его представителям, наоборот, поддержала проект. Правда реалистичность задумки имела свои минусы, и ввиду опасений по поводу развития жестокости у детей видеоиграми того времени, DreamWorks пришлось существенно снизить уровень «красочности» Medal of Honor.

Несмотря на прямолинейный и однообразный геймплей, противники в Medal of Honor делали процесс интересней своими реакциями на действия игрока. При попадании в голову или руку, у них могли падать каски и оружие, а лежащую на земле гранату враг мог отбить в сторону главного героя. Также в Medal of Honor был доступен кооперативный режим с разделенным экраном по принципу «Deathmatch».

Технические ограничения первой PlayStation наложили свои рамки на разработку тайтла, которые выразились в низко полигональных моделях и ночном сеттинге большинства уровней.

Невиданный по меркам видеоигр саундтрек сразу стал одной из визитных карточек серии. Авторство его принадлежит Майклу Джаккино, известному своими работами в таких киносериях, как «Миссия невыполнима» и «Парк Юрского периода».

Medal of Honor вышла в 1999 и собрала восторженные отзывы критиков, которым понравился периодический экскурс в историю, атмосфера и общий темп игры.

Medal of Honor: Underground (2000) — PS, GBA
Underground снова задумывалась эксклюзивом для PS и в целом во многом повторяла дебютную часть серии. Главным героем на этот раз выступила девушка Манон Батист из французского Сопротивления.

В сиквеле почти половину миссий надо было проходить бок о бок с помощниками, а перестрелки с противниками разбавили уничтожением вражеской техники.

Реалистичность стояла уже не во главе списка приоритетов проекта, учитывая, что на протяжении кампании Батист не раз встретится с нацистскими рыцарями в доспехах.

Рецензии на Undergorund оказались уже не такими радужными, хоть и положительными, если не считать порт для Game Boy Advance 2002 года, который критики разнесли в пух и прах. Все же уверенные продажи Underground уверили издателя в огромном потенциале серии.

Medal of Honor: Allied Assault (2002) — Windows, Mac OS X, Linux
В мае 2000 Спилберг решил обратиться в молодую студию под названием «2015», известную своими модификациями для Quake, чтобы разработать новую часть Medal of Honor эксклюзивно для PC. При этом, как и в первом тайтле, Спилберг снова решил выступить сценаристом игры.

Кстати, после удачного релиза Underground EA какое-то время думала направить линейку в другую сторону и выпустить авиасимулятор Medal of Honor: Fighter Command. Геймплей должен был быть сосредоточен на воздушных сражениях, но тайтл в итоге был отменен, а некоторые его идеи нашли место в Secret Weapons Over Normandy от LucasArts.

Считается, что именно Allied Assault заставила индустрию полюбить военные шутеры. Игра была разработана на модифицированном движке id Tech 3 и удивила игроков отличной графикой, нелинейными и разнообразными уровнями.

Часть кампании подразумевала стелс-прохождение, где главный герой пробирался на базу врага, предварительно украв необходимые документы. Конечно же, одним из самых ярких моментов игры стала «Высадка в Нормандии», которую Спилберг уже воссоздавал в «Спасти рядового Райана».

Чуть позже вышли два расширения Spearhead и Breakthrough, предлагавшие новые миссии кампании и виды оружия.

Кроме того, в Allied Assault появился полноценный онлайн-мультиплеер, ставший прародителем популярного мультиплеера Call of Duty.

Несколько сотрудников 2015 после выпуска Allied Assault решили основать свою студию Infinity Ward и уже приступили к разработке следующей Medal of Honor, как EA вдруг решила вести разработку своими силами.

Infinity Ward осталась без работы, но вскоре занялась созданием «убийцы Medal of Honor» под крылом Activision, а конкретно первой частью в будущем невероятно успешной серии Call of Duty.

Medal of Honor: Frontline (2002) — PS2, GameCube, Xbox
Насмотревшись на положительные отзывы относительно Allied Assault, EA поручила приобретенной DreamWorks Interactive (на тот момент уже переименованной в EA Los Angeles) разработку консольной версии тайтла. Frontline стала первой игрой серии на шестом поколении консолей и по сути представляла собой совершенно другой тайтл, не считая некоторых анимаций и текстур, а также сцены на пляже «Омаха».

Геймплей вернулся к умеренному темпу первых двух частей, а игроки снова взяли под управление Джеймса Паттерсона, который должен раскрыть секретное оружие нацистов.

Frontline впечатлял по все фронтам, но тот факт, что игра была выпущена всего через четыре месяца после Allied Assault, помешало ей получить достойные отзывы, которых она заслуживала.

Medal of Honor: Rising Sun (2003) — PS2, GameCube, Xbox
Не удовлетворенная успехом Frontline на консольном рынке, EA отправила EA Los Angeles разрабатывать Rising Sun, первую игру серии, сюжетно закрученную вокруг Тихоокеанского театра военных действий Второй мировой войны. По мере прохождения тайтла игрок поучаствует в военных операциях в Бирме и Тайланде, морском сражении за Гуадалканал, и, само собой, окажется в Перл-Харбор как раз во время знаменитого нападения на гавань.

Игра стала намного кинематографичней и первой в линейке предложила онлайн-мультиплеер на консолях, не говоря уже о возможности кооперативного прохождения кампании с разделенным экраном.

К сожалению для разработчиков, им не удалось оправдать ожидания издателя. Rising Sun получила довольно низкие оценки критиков, из-за чего был отменен ранее запланированный сиквел. Геймплей тайтла быстро надоедал игрокам и казался слишком линейным. Многие при этом ругали EA за то, что издатель не дал разработчикам как следует раскрыть игру в попытках успеть выпустить ее до праздников.

Medal of Honor: Infiltrator (2003) — GBA
Infiltrator разрабатывался эксклюзивно для Game Boy Advance и переносил сражения Medal of Honor в 2D. Геймплей переключался между рельсовым шутером и уровнями с видом сверху, и был неплохо принят публикой.

Medal of Honor: Pacific Assault (2004) — Windows
После не самых удачных экспериментов на консолях EA Los Angeles принялась за создание еще одного тайтла для PC. Кампания Pacific Assault опять-таки заимствует вступление у Rising Sun, но затем уходит совершенно в другую сторону.

Разработчиков обвиняли в том, что они начали заимствовать элементы у своего конкурента Call of Duty. Pacific Assault сделал упор на командные сражения и появились свежие механики, вроде взаимодействия с медиками и раздачи приказов группе солдат.

Мультиплеером тайтла занималась студия TKO Software, в свое время разработавшая Breakthrough для Allied Assault. Игроки оценили онлайн-составляющую тайтла, особенно режим «Invader», в рамках которого одна сторона должна уничтожить или захватить цель, а другая — ее защитить. Тем не менее, серверы вымерли крайне быстро, и уже спустя два месяца было очень сложно найти активных игроков.

Хотя Pacific Assault оказался довольно крепким и получил признание игрового сообщества, было ясно, что оно устало от бесконечной череды шутеров на тему Второй мировой войны.

Medal of Honor: European Assault (2005) — PS2, GameCube, Xbox
После вылазки на PC снова пришло время консолей. European Assault порадовала игроков огромными нелинейными уровнями с разной важности целями, которые игрок мог выполнять в свободном порядке.

Ради такого нововведения пришлось урезать кинематографичность игры, убрав по максимум заскриптованные сцены. Сюжетом занимался Джон Милиус, написавший сценарии к «Апокалипсис сегодня» и «Конан-варвар». В итоге игрок побывает в Африке, Сталинграде, а также поучаствует в «Битве за выступ» в Бельгии.

European Assault показала неплохие продажи, но прожила в головах игроков совсем недолго.

Medal of Honor: Heroes (2006) — PSP
После слабой реакции на European Assault EA, наконец, решила взять годовой перерыв для основных тайтлов линейки, и доверила студии Team Fusion разработать Heroes для PlayStation Portable.

Игра выделялась своим мультиплеером до 32 человек, но так же как и предшественники, была встречена довольно холодно. Игрокам геймплей показался скучным и однообразным, а управление неудобным.

Medal of Honor: Vanguard (2007) — PS2, Wii
Полученный перерыв разработчики использовали, чтобы понять, как можно освежить застоявшуюся серию. Одним из нововведений в Vanguard стала возможность выбирать место высадки на уровне. Появилась несложная кастомизация оружия.

Тем не менее, оценки Vanguard снова принесли издателю плохие новости, намекающие на скорый конец франшизы. Тайтл ругали за непослушное управление, грязную графику, и отсутствие онлайн-мультиплеера. К тому же было не сложно заметить, что в Vanguard разработчики частично использовали материал из прошлых частей, вроде 3D-моделей, анимации, и даже музыки.

Medal of Honor: Airborne (2007) — Windows, PS3, Xbox 360, Mobile
В то время, как Vanguard выступал скорее прощупыванием почвы, основные ставки лежали на Airborne для PC. К моменту релиза разработка над игрой перевалила уже за три года, что было совсем нетипично для тайтлов Medal of Honor.

Airborne продемонстрировала серьезный прыжок вперед в визуальном плане, представила непредсказуемый искусственный интеллект противников и соратников главного героя, а также переработала системы распределения урона, прокачки оружия, и восстановления здоровья.

Казалось бы, EA хотели сделать все как надо. Снова в разработке был задействован военные консультанты, а мнению игроков на форумах уделялось особое внимание. Увы, но несмотря на то, что игроки вместе с критиками видели в Airborne лучший тайтл серии со времен Allied Assault, тайтл в очередной раз за историю линейки получил немало жалоб относительно скучной сюжетной линии и игры в целом.

К тому же какого бы успеха не добилась EA с Aiborne, все это меркло по сравнению с революцией, которую устроила в том же году Call of Duty 4: Modern Warfare.

Medal of Honor: Heroes 2 (2007) — PSP, Wii
Heroes 2 стала последней игрой в серии, рассказывающей о Второй мировой войне. Разработчики добавили интересные игровые режимы и механики, которые задействовали контроллер Wii на рельсовых уровнях. Релиз не выделился неожиданно положительными отзывами, хотя критики хвалили мультиплеер и добавление лидербордов.

Medal of Honor (2010) — Windows, PS3, Xbox 360
EA понимала, что Medal of Honor стоит пойти на поводу у трендов Call of Duty, если она хочет оставаться актуальной для игроков, и перенести действия в современный мир. EA Los Angeles была поделена на две студии Victory Games и Danger Close Games. Если первая сосредоточилась на разработке стратегий в реальном времени, то вторая, заручившись поддержкой DICE (Battlefield, Star Wars Battlefront), занялась возрождением Medal of Honor.

Действия кампании следующего проекта серии, Medal of Honor: Operation Anaconda, были сосредоточены вокруг войны в Афганистане, а геймплей выстроен по формуле, сделавшей успешной первую часть — линейные миссии с заскриптованными сценами с упором на реалистичность.

Синглом занималась Danger Close на движке Unreal Engine 3, а мультиплеером — DICE на Frostbite 1.5. В итоге короткая четырехчасовая кампания была для многих предсказуемой, но напряженной. В мультиплеере же все увидели гибрид между Battlefield и Call of Duty.

Medal of Honor 2010 года собрала маленькую, но преданную фан-базу, показав неплохие продажи, которые убедили EA в актуальности разработки сиквела.

Medal of Honor: Warfighter (2012) — Windows, PS3, Xbox 360
Medal of Honor: Warfighter, получив самые низкие оценки за всю историю франшизы, забил последний гвоздь в крышку гроба серии на следующие восемь лет. Казалось бы, EA пошла на поводу у публики и постаралась выкрутить ручку зубодробительных экшен-сцен на максимум. Однако именно это и погубило игру, которая всем казалась бессмысленной пародией на более успешных конкурентов и сборником клише.

EA решила сосредоточиться на Battlefield, а Danger Close закрыла, распределив ее сотрудников по другим своим студиям.

«Warfighter получилась крепкой игрой, но фокус на боевую аутентичность не нашел требуемого отклика у покупателей. Все могло быть иначе, если бы проектом управляли другие люди», — резюмировали позже в EA.

Medal of Honor: Above and Beyond (2020) — Windows
Above and Beyond вышла 11 декабря для Oculus Rift и Steam VR, и стала самой дорогой игрой в истории VR, по словам разработчиков. Последними, кстати, выступила компания Respawn Entertainment, известная в индустрии такими тайтлами, как Titanfall, Apex Legends, и Star Wars Jedi: Fallen Order. В прошлом именно основатели Respawn Entertainment запустили серию Call of Duty под крышей Infinity Ward, так что военная тематика Above and Beyond была им знакома.

Одной из особенностей последней части Medal of Honor стали различные интервью ветеранов Второй мировой войны, которые игрок открывал по мере прохождения тайтла. Съемками занималась компания Honor Flight, а сами короткометражки показали на фестивале Big Sky Documentary Film Festival.

***
Несмотря на довольно сдержанные отзывы относительно Above and Beyond, серия, наконец, нашла территорию, где успех Call of Duty не сможет вставлять ей палки в колеса. Другое дело, нас предстоит еще выяснить, готовит ли EA полноценное возвращение Medal of Honor, или же Above and Beyond была всего лишь разовым экспериментом.

«Серия Medal of Honor обязательно вернется, если найдутся люди, готовые посвятить себя ее возрождению», — пообещал креативный директор EA Рич Хилман в 2013.