fullscreen
Актеры в масках Шевченко во время съемок документального фильма «Тарас Шевченко. Идентификация», Киев, 15 февраля 2014 года
Фото: УНИАН / Владислав Мусиенко
Тарас Шевченко недавно заговорил: «Я ушел из жизни за 16 лет до того, как люди научились записывать и воспроизводить звук. Этот голос удалось создать с помощью современных технологий».
Так начинается ролик на YouTube, который к 30-й годовщине независимости Украины создало креативное агентство TABASCO. Мы слышим воссозданный голос выдающегося писателя, художника, одной из символических фигур Украины. Он действительно умер до того, как изобрели технологии записи и воспроизведения звука.
Как Шевченко помогли «заговорить» впервые за 160 лет, авторы проекта рассказывают в коротком видео. Но действительно ли этот голос похож на речь Кобзаря? Читайте в материале hromadske.
Послушал, научился, заговорил
Американский изобретатель Александр Белл изменил жизнь человечества, когда в 1876 году запатентовал телефон. Сегодня поговорить с человеком на другом континенте бывает легче, чем поздороваться с соседом по подъезду.
Вслед за телефоном появился фонограф — устройство для записи звуков, позволяющее сохранить сказанные человеком слова, чтобы потом воспроизвести и послушать их где и когда угодно. Благодаря этому изобретению мы можем услышать голос Леси Украинки и других известных людей, живших в конце позапрошлого века и позже.
fullscreen
Александр Белл звонит по телефону из Нью-Йорка в Чикаго, 1892 год
Фото: из коллекции Gilbert H. Grosvenor
А в последние годы появились технологии, которые делают реконструкцию. Можно создать аудиозапись, на которой якобы человек что-то рассказывает, поет своим обычным голосом, однако он никогда этого не говорил и не пел — голос живет отдельной от него жизнью. Один из свежих примеров — реконструкция голоса американского актера Вэла Килмера.
Килмер страдал раком гортани и несколько лет назад после лечения он фактически потерял голос. Но благодаря сделанным ранее аудиозаписям и искусственному интеллекту удалось воссоздать голос актера. Насколько он похож на настоящий, можно услышать здесь.
А несколько лет назад The Times и креативное агентство Rothco синтезировали речь американского президента Джона Кеннеди, которую он так и не успел произнести из-за выстрелов в Далласе.
Для всех подобных проектов используется искусственный интеллект, которому обязательно нужна «учебная база» в виде звукозаписей речи того или иного человека. Искусственный интеллект тренируется на них, и в конце концов сам может «заговорить» голосом человека.
Точно так же другие программы искусственного интеллекта учатся на примерах конкретных партий играть в игру го. Или на примере музыкальных композиций создавать новые, в похожей стилистике. Возможности искусственного интеллекта действительно впечатляют и во многих случаях превосходят способности человека. Но для обучения нужны примеры. Желательно — много разных. Так, в случае с Кеннеди было использовано более 800 разных записей его речи.
Но что делать, когда таких образцов просто не существует, как в случае с Тарасом Шевченко? Приходится идти совсем другим путем. И учитывая то, как редко этот путь до сих пор выбирали, он куда сложнее.
От чего зависит голос
Чтобы предположить, как звучит голос конкретного человека, нужно иметь о нем определенную информацию. Например, мы знаем, что он зависит от возраста — обычно нетрудно отличить голос ребенка от голоса взрослого. Часто (хотя и не всегда) по голосу можно определить пол говорящего. Заболевания и вредные привычки также могут изменять звучание.
Но все эти факторы предлагают множество вариантов того, как может звучать голос человека. Чтобы сузить их, придется заглянуть внутрь человеческого тела, и увидеть, как устроены органы речи.
Несколько лет назад это сделала команда исследователей из Великобритании и Германии. Благодаря их усилиям мы услышали голос мужчины, жившего более трех тысяч лет назад.
Жрец из Карнакского храма
Мужчина по имени Несьямун во времена фараона Рамзеса XI был жрецом и писарем в Карнакском храме. Насколько известно, при жизни он не играл какой-то важной исторической роли. Чего не скажешь о его мумии.
Ее начали исследовать одной из первых еще в 1820-х годах, на заре научной египтологии. Еще тогда выяснилось, что при жизни у мужчины были больные десны, зубы сильно стерты, а умер он примерно в 55 лет. В последующие двести лет мумию Несьямуна неоднократно изучали с помощью рентгеновских лучей.
fullscreen
Мумию жреца Несьямуна сканируют для создания модели его гортани на 3D-принтере
Фото: Leeds Museums and Galleries
Из надписей на саркофаге мы знаем имя жреца, похороненного в нем (оно, кстати, стало одним из первых в истории, которые удалось прочитать после дешифровки древнеегипетской письменности). А еще там написано желание: в вечной жизни жрец хотел бы говорить с богами так, как делал это своего земного бытия.
Исследователи исполнили эту волю и воспроизвести звучание его голоса. С помощью компьютерной томографии они отсканировали речевой аппарат мумии, который хорошо сохранился. Его модель распечатали на 3D принтере и соединили с особым музыкальным инструментом, который называется Vocal Tract Organ.
С помощью этой системы исследователям удалось воспроизвести звук, напоминающий украинский «е» — но звучал он именно так, как если бы его произносил вполне конкретный человек, живший более трех тысяч лет назад. Никаких других звуков Несьямуна мы пока услышать не можем — его речевой аппарат (точнее, его модель) работает в единственном положении.
Не очень впечатляет? Но это результат серьезной работы, опубликованный в почтенном научном журнале Scientific Reports. Работа прошла независимую проверку научными рецензентами, которые ее одобрили.
Ледовая мумия Этци
За несколько лет до этого итальянским ученым удалось воссоздать голос другого человека, жившего примерно 5300 назад. Мы ее знаем, как звали этого человека при жизни, но сегодня его называют Этци. Тело хорошо сохранилось, потому что мужчина замерз высоко в горах — и оставалось там, пока его не нашли в наше время. За последние тридцать лет эту ледовую мумию ученые исследовали вдоль и поперек — и получили бесценную информацию о жизни тогдашних людей.
Чтобы воспроизвести голос Этци, ученым также пришлось исследовать строение его голосового тракта. В отличие от Несьямуна, он «произносит» несколько звуков, но исключительно гласных. О предложениях или даже отдельных словах пока речь вообще не идет.
читайте также
От фантастики до биотехнологии. Посетим ли мы «Парк Юрского периода» в реальной жизни
fullscreen
Один из пяти фотопортретов Тараса Шевченко, сделанных в Санкт-Петербурге в 1859 году в ателье Андрея Деньера. Хранится в Национальном музее имени Тараса Шевченко
Фото: Андрей Деньер
Глазами и ушами современников Шевченко
Чтобы реконструировать звучание голоса Тараса Шевченко, надо иметь о нем как можно больше подходящей для этого информации. Мумии поэта, у нас, конечно нет, как и результатов компьютерной томограммы его тела (по очевидным причинам).
Зато есть другая информация о внешности, характеристиках голоса, привычках и поведении писателя. В той или иной степени это может подсказать, как он говорил. Такие данные собирали сотрудники Национального музея Тараса Шевченко.
Благодаря тому, что Шевченко служил в армии, на него был составлен так называемый формулярный список — документ вроде личного дела. Вот что известно из него:
«Рядовой Тарас Григорьев сын Шевченко, православного исповедания. От роду 39 лет. Росту 2 аршина 5 вершков. Лицом чист, волосы на голове и бровях темно-русые, глаза темно-серые, нос обыкновенный, читать и писать умеет. В домовых отпусках не бывал. Холост».
Интереснее всего в контексте нашей истории информация о росте Шевченко — чуть больше 164 сантиметров. (Для сравнения, сегодня средний рост взрослых мужчин в Украине — 175 сантиметров). Но, как говорит Олег Магдич, заведующий сектором экспозиционной работы в музее Шевченко, принимавший участие в проекте, даже по меркам того времени Кобзарь не был высоким.
Друг Шевченко Афанасьев-Чужбинский в воспоминаниях пишет, что тот был «среднего роста, коренастый». А русский офицер Николай Момбелли добавляет, что Шевченко «… широкоплечий и вообще крепкого, сильного телосложения, в талии широкий из-за особого строения костей, но отнюдь не толстый; лицо круглое, борода и усы всегда выбриты…»
Из воспоминаний других современников можно узнать о том, что у него был «голос тихий и тонкий», и о том, что он имел «хороший и чистый тенор». А также, что «Тарас пел фальшиво, даже плохо, чему немало способствовал и отвратительный аккомпанемент, но в каждом звуковые слышалось что-то напевное, что-то щемящее, нечто такое, что брало за душу».
Это лишь несколько фактов из того, что знаем о внешности и голосе Шевченко — но некоторые из них важнее прочих. Например, если «тенор» — это объективная характеристика голоса, то определение «щемящее» связано с восприятием конкретного слушателя и может характеризовать его самого, а не только владельца голоса.
Так какая же информация наиболее ценна, чтобы выяснить, как говорил Шевченко?
Внешность прежде всего
Выяснить это взялась украинская компания WANTENT. По словам соучредителя, кандидата технических наук Алексея Шалденко, ее специалисты исследуют реакции зрителей на видеоконтент. С помощью специальных технологий они следят за поведением человека, прежде всего за мимикой лица, например, во время того, как он смотрит телесериал.
Это позволяет выяснить, как реагируют зрители на различные эпизоды видео: интересно им или скучно в эту конкретную минуту. С этой информацией от фокус-группы можно скорректировать контент до выпуска в эфир. Такие услуги WANTENT предоставляет одному телевизионному каналу, некоторым онлайн-кинотеатрам и производителям видеоконтента.
В проекте, связанном с синтезом голоса, компания участвовала впервые, и это неудивительно: как известно, по крайней мере в Украине ничего подобного не делалось. Но у компании есть нужные наработки и технологии.
В частности, специалисты определяли, в какой мере та или иная информация о человеке может быть связана с характеристиками его голоса. Например, что сильнее влияет на наш голос — курение в течение 20 лет, или регион, где мы выросли?
Для целей проекта характеристики выстроились от более к менее значимым: внешность, рост, телосложение, наличие определенных заболеваний, склонность к алкоголю и регион происхождения. Об этом говорит Алексей Шалденко.
По внешности важно сказать: в музее хранится посмертная маска Тараса Шевченко — гипсовый слепок его лица. Этот артефакт сыграл важную роль в этой истории.
fullscreen
Посмертная маска Тараса Шевченко во время презентации обновленной экспозиции «Тарас Шевченко — божественное призвание» в Национальном музее Тараса Шевченко, Киеве, 7 марта 2014 года
Фото: УНИАН / Владимир Гонтар
Трое на роль Кобзаря
По всем этим критериям нужно найти человека, максимально похожего на Тараса Шевченко. В определенном смысле — его двойника, но не только внешне. Предполагается, что его голос тоже должен быть похож на голос поэта.
Среди более чем ста кандидатов на роль «носителя голоса Шевченко» постепенно отобрали не одного, а сразу троих, которые лучше всего отвечали поставленным условиям. Их голоса записали в студии и с помощью специальной технологии создали из них один. Это тот самый «голос Шевченко», который мы слышим на ролике из YouTube. Полностью синтезировала голос другая компания — по условиям проекта, ее название, как и любая другая информация, не разглашается.
Самый главный вопрос — насколько этот синтез подобен голосу исторического Шевченко?
Можно верить. Но это не точно
Прежде всего следует сказать: каким бы ни был ответ, никто не сможет его проверить — просто не с чем сравнить результат. Остается понять, действительно ли методики, используемые в проектах, позволяют с большой точностью реконструировать голос человека.
«Что касается методик, то часть из них вполне нормальная. Но ошибочным будет само предположение, что у людей с похожими пропорциями лица будут идентично развиты те морфологические элементы челюстей, к которым крепятся мышцы, и которые задействованы в формировании голосового аппарата. Кроме того, хорошо известно, что на особенности голоса влияют форма прикуса, зубная окклюзия (контакт между верхними и нижними зубами, — ред.). Не думаю, что все эти факторы учтены в проектах», — считает заведующая отделом биоархеологии Института археологии НАН Украины, антрополог Инна Потехина.
Пластический хирург и отоларинголог, кандидат медицинских наук Татьяна Запорожец, к которой hromadske обратилось за комментарием, говорит: по имеющимся у исследователей анатомическими данным невозможно достаточно точно реконструировать голос. Поэтому полученный результат, по ее мнению, является не более, чем предположением.
Как в кино
Олег Магдич из музея Шевченко говорит: пока нет решения оформить результаты этой работы в виде научной публикации. А Алексей Шалденко из WANTENT называет этот проект «творческо-научным» и «приближающимся к творческому характеру».
Участники проекта, с которыми мы пообщались, не скрывают радости от результата и считают, что он важен для популяризации фигуры Тараса Шевченко. Можно согласиться, но следует не забывать утверждение о «творческом характере» и не думать, что именно так звучал голос Шевченко.
Ведь мы не ожидаем от художественных фильмов на историческую тематику, что главные герои выглядят и говорят именно так, как их прототипы. Мы прекрасно понимаем, что ни один историк не знает всех подробностей событий, которые происходили сотни или тем более тысячи лет назад. И понимаем, что режиссер не мог воспроизвести их абсолютно точно.
Такой фильм, конечно, не является источником научной информации. Но он может привлечь внимание к истории, побудить к более глубоким поискам и дать хотя бы поверхностное представление о той или иной исторической личности людям, которые точно не будут читать научные работы о ней.
читайте также
Смерть, похороны, еще одни похороны и вечная жизнь Тараса Шевченко