В понедельник, 6 сентября, в Умани начали праздновать Рош ха-Шана или еврейский Новый год, который отмечают два дня подряд в новолуние осеннего месяца тишрей по еврейскому календарю. Обычно он приходится на сентябрь или октябрь и символизирует начало нового года и завершение года уходящего.
Этот праздник главный для течения иудаизма, а одни из представителей этого течения, брацлавские хасиды, в этот период совершают паломничество в Умань.
Почему в Умань? А потому что в городе находится могила основателя этого течения — раввина Нахмана из Брацлава. Именно Украина считается родиной хасидизма, ведь он возник в 18 веке в Хмельницкой области. Основателем движения является Исраэль Баал Шем-Тов, который умер и похоронен в Меджибоже Хмельницкой области.
Хасиды приезжают в Украину из Израиля, США, Канады, стран Западной Европы и других. На сегодняшний момент в Умань приехало уже 23 тысячи представителей этого течения, а по словам полномочного посла Израиля Михаэль Бродский — ожидается 50 тысяч.
Так кто же такие хасиды?
Хасиды — это представители хасидизма, ортодоксального течения иудаизма. Это движение возникло как оппозиция формализованности в религии, его сторонники предпочитают душевную веру и благочестивость в повседневной жизни. Ключевым принципом хасидизма является также связь с духовными лидерами — цадиком или ребе, которые считаются посредниками между верующими и Богом.
Значение праздника Рош ха-Шана
Согласно Торе, Рош ха-Шана символизирует создание мира: это и сотворение первых людей, и вкушение запретного плода, окончание Всемирного потопа, чудесное спасение Исаака во время жертвоприношения и другие важные события библейской истории.
Иудеи верят, что в дни Рош ха-Шана Бог судит весь мир, и молитва в праздничные дни может повлиять на вынесенный вердикт. В этот период в богослужении преобладают мотивы самоанализа и покаяния: вспомнить обо всем, что случилось за год, признаться себе в совершении недобрых поступков и искренне в них раскаяться. Вера в то, что Бог желает всем добра, превращает Рош ха-Шана в праздник.
Как отмечается Рош ха-Шана
Накануне нового года хасиды пытаются завершить все дела, отдать долги и попросить прощения у тех, кому задолжали.
Одна из традиций еврейского Нового года — трубить в духовой инструмент шофар во время торжественной службы в синагоге. Это является призывом к молитве, покаянию и извещением о наступлении Нового года.
В дни еврейского Нового года принято дарить друг другу подарки, поздравлять тех, кто находится далеко. Семья собирается за столом, который украшают традиционные праздничные блюда. Традиционным фруктом считается гранат. Но в регионах, где гранаты не росли, их заменяли яблоками. Частью трапезы непременно является мед, чтобы наступающий год был сладким. На столе у хасидов обязательно должна быть фаршированная рыба с головой и хвостом. Когда ее едят, то говорят: чтобы в новом году мы были в голове, а не в хвосте.
Что нельзя делать во время Рош ха-Шана
Горькая и кислая пища запрещена во время трапезы в дни Рош ха-Шана. Иудеи верят, что в этом случае новый год может принести горести и беды. Также не принято есть орехи, поскольку числовое значение слова «орех» на иврите равно числовому значению слова «грех», о чем не принято упоминать в дни Нового года.
В праздничные дни запрещена любая работа кроме приготовление пищи.
Хасиды в Умани
Только хасиды попадают в район паломничества, как уманские улочки превращаются в улей. На время празднования иудейского Нового года паломники буквально оккупируют 20 улиц и столько же переулков города.
Одной из проблем такого массового сбора — тонны мусора, которые оставляют после себя представители течения иудаизма.
Также они невероятно шумные и буйные. Местные жители постоянно жалуются на поведение хасидов, так как могут распалить костер где им вздумается, сносят заборы, которые стоят у них на пути, устраивают дебоши, погромы и тому подобное. Некоторые из них могут заниматься продажей наркотиков, или искать среди местных девушек древней профессии. В связи с этим традиционное паломничество хасидов в Умань ежегодно вызывает жаркие дискуссии местных жителей. Одних паломники раздражают, другие готовы терпеть их ради хорошего заработка, а третьи вообще не видят в приезде религиозных туристов никаких проблем.