supadupanews

30 лет конфликта. Как пожар в костеле уничтожил орган и раздул споры о собственности

fullscreen

Пожарный тушит место возможного возгорания на потолке Николаевского костела в Киеве, 3 сентября 2021 года
Фото: Александр Хоменко / hromadske

Когда огонь, вспыхнувший в костеле Святого Николая, уничтожил уникальный орган, оживились разговоры, кому должна принадлежать достопримечательность.

Костел разрушался и раньше: трескался фундамент, стены покрывались грибком, а в прошлом году от фасада откололся 100-килограммовый кусок. Верующие не раз просили передать здание католической церкви, чтобы та восстановила его. Религиозная община делила храм с Домом органной музыки — в костеле располагался концертный зал. Представители Дома опасались: если костел передать верующим, то там не смогут проводить концерты, а где-то еще орган не будет так звучать из-за особой акустики храма.

А теперь всех — и католиков, и музыкантов, и любителей музыки — огонь выселил на улицу. Как разворачивалось противостояние за собственность, пойдут ли теперь верующие в суд и что будет с органом — в материале hromadske.

Свобода и разделение: конфликт времен Независимости

В начале 90-х, когда на смену советскому атеизму пришла религиозная свобода, в Киеве исторические храмы поделили между крупнейшими в то время конфессиями Украины. Договорились, что в Киево-Печерской лавре будут жить монахи Московского Патриархата, во Владимирском соборе — глава Киевского Патриархата(вскоре отстроят еще Михайловский Златоверхий), София Киевская останется в нейтралитете — там будет музей. Римокатоликам предстояло вернуться в костел св. Александра, где при советской власти был планетарий.

Но римокатолические епископы сразу начали настаивать, чтобы в их распоряжение перешел и костел Николая, крупнейший в Киеве католический храм. Это требование не удовлетворили. В костеле всего лишь 10 лет как разместили новый орган, и возводить специальное здание под инструмент, чтобы передать храм католикам, сочли нецелесообразным. Поэтому в 1991 году костел внесли в список культовых сооружений, которые не подлежат возврату — он остался на попечении государства. Католики молились под открытым небом у костела до января 1992 года, а после пришли к чему-то вроде компромисса: помещение может использоваться и как органный зал, и как храм.

До сих пор католики молились в подвале костела, а большие богослужения — в воскресенье, на Пасху или Рождество проводили в центральной части храма. Пока огонь не раздул давний спор, кому должен принадлежать костел и кому следует заботиться о нем.

fullscreen

Остатки органа Николаевского костела в Киеве, 3 сентября 2021 года
Фото: Александр Хоменко / hromadske

Уничтоженный орган: уникальная потеря

Через неделю после пожара должен был начаться 41 концертный сезон. Вечером музыканты готовились: проигрывали партии Баха, Вагнера и Бортнянского.

Во время репетиции увидели дым, идущий из инструмента, и вызвали пожарных. Те прибыли через шесть минут. Огонь потушили до того, как он уничтожил бы весь костел. Но сам орган восстановлению не подлежит. На фотографиях тех, кто попал в костел первым после пожарных, видно: уцелел только каскад, части из драгоценных пород дерева сгорели, а трубы оплавились и рухнули.

Чешская фирма Rieger-Kloss, которая в 1979 году изготовила этот инструмент, несколько лет назад объявила о банкротстве. Она была основным поставщиком духовых инструментов для советской Украины.

Уничтоженный орган из костела св. Николая был четвертым в списке самых больших органов Украины и одним из лучших концертных инструментов страны. Он состоял из почти 4 тысяч труб и 55 регистров. В числе основных версий пожара называют возгорание электропроводки внутри деревянного корпуса органа, которой было более 40 лет. Орган давно нуждался в ремонте, и об этом говорят уже несколько лет, но до дела так и не дошло.

Костел в советские времена: от архива до глушилок западного радио

«Хотим снова туда вернуться», — говорит епископ Киево-Житомирской епархии Римско-католической церкви Виталий Кривицкий, напоминая, что костел изначально принадлежал прихожанам.

У них есть две причины бороться за храм. Первая, вполне практическая, — нужно место, чтобы молиться. И вторая, более возвышенная: возвращение в костел расценивают как историческую справедливость.

Польский архитектор, работавший в Киеве, Владислав Городецкий, в 1899 году получил заказ на строительство церкви для киевских католиков. Церковь должна была появиться на тогдашней окраине столицы. Более ста лет назад ей считалась Большая Васильковская улица.

Еще до завершения строительства костела Городецкий закончит другой известный свой проект в Киеве — дом с химерами на Банковой, известный своей причудливой отделкой.

Городецкий чаще всего использовал для украшений новейшей на то время материал — цемент. Он пользовался статусом совладельца цементного завода «Фор», который находился тогда на Куреневке. Но без должного ухода и обновления, под дождями материал быстро портится — не случайно, что век спустя, в наши дни именно фрагмент цементного фасада весом 100 килограммов отвалился.

читайте также

В костеле Святого Николая сгорел орган и упала люстра. Собор должны были реставрировать месяцы назад — Минкульт
Бизнесмены начали жертвовать деньги на восстановление костела Святого Николая. Минкульт призывает присоединиться всех желающих

Выстроенную церковь освятили в декабре 1909 года. Но молились там недолго. Настоятеля костела Иосифа Змигродского арестовали чекисты в 1919 году. А в 1930-х священника ждало заключение в лагеря на семь лет. За год до начала Второй мировой костел закрыли.

Костел в свое время уже пережил один пожар — от артиллерийского обстрела. После войны крышу храма отремонтировали, а здание переделали в областной архив: добавили деревянные стеллажи, между восточной и западной парой колонн возвели кирпичные стены. Вероятнее всего, что во время реконструкции (а не в войну) уничтожили и оригинальный орган. В башнях храма также находилась станция, глушившая западные радиоволны «Би-Би-Си» и «Радио Свобода».

Домом органной и камерной музыки костел стал за год до Олимпиады 1980 года. Тогда же заказали и новый орган у чешской фирмы Rieger-Kloss, а также переделали здание под концертный зал: появились паркет, гардероб, кассы. Некоторые вспоминают даже о баре, но его давно уже нет.

Сейчас костел находится в подчинении Министерства культуры и информационной политики. В ночь пожара заместитель министра культуры Ростислав Карандеев подтвердил, что Минкульт до сих пор является владельцем здания.

Хотя год назад, 16 сентября, Кабмин, следуя указу президента, принял «дорожную карту», по которой до конца 2023 в Киеве должны построить новый Дом музыки, куда переехали бы музыканты из Дома органной музыки в костеле св. Николая. Также в документе Кабмина говорится, что Минкульт должен передать костел римокатолическому приходу.

Прошел год — землю под новый Дом музыки все еще ищут.

Храм или концертный зал?

Когда в 2017 году одессит Виталий Кривицкий стал епископом Киево-Житомирской епархии, от предшественника он получил задачу решить конфликт вокруг костела. Епископ говорит: община предпочитает вернуться в храм, потому что чувствует единство с предками-прихожанами. Они же строили этот собор, собирали на него деньги, искали землю.

Он бил тревогу: костел нуждается в комплексной реставрации. Хотя она и проводилась в 2008 году, но после нее, в прошлом году, уже начал разрушаться фасад здания. Тогдашний глава Минкульта Владимир Бородянский заявил в феврале 2020-го, что на реставрацию фасадов в государственном бюджете на 2020 год было запланировано около 50 миллионов гривен. Минкульт решил направить средства на костел, ведь тот, по словам министра, уже тогда требовал немедленной реставрации. Но ее так и не провели.

Епископ говорит, что его прихожане не раз жаловались: в ливень с крыши течет вода прямо во время службы.

Минкульт не мог передал храм верующим, аргументируя это тем, что в 1979-м, когда строился орган, его разместили не на хорах, где обычно расположены органы в католических храмах, а за алтарем — на одном уровне со слушателями. В разные годы чиновники министерства опасались: как только костел перейдет на баланс РКЦ, то она будет просить убрать орган из важной для богослужений части храма. Перенести же инструмент в новый зал невозможно, потому что это негативно повлияет на качество звука, говорили в ведомстве.

Виталий Кривицкий также обращал внимание на то, что костел нуждается в срочной реставрации, которой должно было заниматься государство, поскольку Дом органной музыки — на балансе в министерстве. Но церковь обещала привлекать к реставрации здания и своих жертвователей, иностранных благотворителей.

Утром после пожара нынешний министр культуры и информационной политики Александр Ткаченко, стоя перед костелом, сказал журналистам, что реставрация должна была начаться несколько месяцев назад, но тендер заблокировали.

Новый «Дом Музыки» собирались построить к 2023 году, а костел передать католической общине св. Николая. Но пожар внес в эти планы свои коррективы.

fullscreen

Пожарный сматывает пожарный шланг после завершения работ по тушению Николаевского костела, 3 сентября 2021 года
Фото: Александр Хоменко / hromadske

Что дальше?

В воскресенье после пожара католики молились на улице. В завершение епископ Виталий Кривицкий предупредил: это не в последний раз. Советовал запастись теплой одеждой.

«Нам не привыкать молиться здесь, на улице. Просто надо вспомнить, как мы делали это в последний раз», — сказал он.

Епископ говорит, что до сих пор конфликт вокруг собственности храма решали в основном путем переговоров. Но, вероятно, пересмотрят позицию:

«Мы раньше думали над тем, чтобы решить дело в суде. После этого случая уже точно пойдем. Этот пожар и его последствия уже должны решаться в правовом поле. Если храм на балансе Министерства культуры, то кто-то должен нести ответственность за невыполненные обязательства. Пожар мог произойти при любом хозяине, но мы видим, что к храму относятся небрежно», — считает Виталий Кривицкий.

Независимо от того, у кого на балансе костел будет завтра — спасать его надо уже сегодня. Теперь он требует не только реставрации, а как минимум противоаварийного ремонта, с которым надо успеть до зимы.

Министр культуры и информационной политики Александр Ткаченко объявил сбор средств на восстановление Дома органной музыки. За полтора суток украинские предприниматели уже собрали более 20 миллионов гривен. Верующие говорят, что тоже готовы присоединиться к восстановлению здания. Но не спешат этого делать, пока не решен статус собственности.

Авторы: София Кочмар-Тимошенко, Ярослава Тимощук