Оправдан польский профессор, обвинивший евреев в ритуальных убийствах

Профессор Тадеуш Гузь

Отец Тадеуш Гузь из Люблинского католического университета имени Иоанна Павла II (KUL) во время публичной лекции в Варшаве два года назад «подтвердил» убийство евреями христианских детей в ритуальных целях. «Факты ритуальных убийств невозможно стереть из истории, — заявил священник. — В наших архивах, в сохранившихся документах, на протяжении веков — когда евреи жили вместе с польским народом — содержатся законные приговоры за ритуальные убийства», пишет ХАДАШОТ.

Святой отец сознательно ввел аудиторию в заблуждение. Еще в 1247 году папа Иннокентий IV издал буллу, отвергающую кровавый навет как низкую и злобную клевету на евреев и «повод, чтобы грабить их и отнимать их имущество». В XXI веке обвинения в ритуальных убийствах звучат вообще дико, поэтому Польский совет христиан и евреев подал жалобу на профессора, чем изрядно смутил Люблинскую епархию и руководство KUL. Там поспешили дистанцироваться от отца Тадеуша, заявив о недопустимости подобных высказываний и отметив, что за пределами университета профессор лично несет ответственность за озвученные тезисы. Тем не менее, жалоба была передана на рассмотрение дисциплинарной комиссии KUL, которую возглавляет профессор Анна Хладув.

Главный корпус Люблинского католического университета (KUL)

Почти два года понадобилось г-же Хладув, чтобы вынести решение о прекращении процедуры проверки высказываний отца Гузя. Комиссия приняла объяснения профессора о том, что его слова были вырваны из контекста. Польский совет христиан и евреев обжаловал это решение, но дисциплинарная комиссия вновь оправдала преподавателя. Коллеги профессора пришли к выводу, что его лекции были подготовлены «с профессиональной тщательностью, педагог не обесчестил свою профессию», никого не оскорбил, а просто «представил собственную интерпретацию исторических фактов».

Вместе с этим комиссия признала, что личное мнение отца Гузя «трудно принять еврейским общинам», но «это не клевета или ложь, а знания, полученные в результате научного анализа на основе имеющихся исходных материалов».

Все это идет вразрез с доктриной католической церкви, многократно устами римских пап опровергавшей измышления о ритуальных убийствах. Специальная булла Николая V (1447 год) запрещала «навсегда и самым строгим образом всем верующим в Христа… предпринимать что-нибудь подобное (возведение кровавого навета) против евреев вообще или против определенного еврея».

Светские власти в этом отношении были не менее решительны. В связи с наветом в Фульде император Фридрих II Гогенштауфен запросил мнение церковных и научных авторитетов по данной проблеме. Опубликованная в результате расследования в 1236 году грамота объявила евреев оправданными и запретила инкриминировать им подобные обвинения.

Анна Хладув

Рафал Панковский

«Ни в Ветхом, ни в Новом завете нет указаний, чтобы евреи жаждали человеческой крови, — гласил вердикт. — Напротив, в полном противоречии с этим утверждением, в Библии… в данных Моисеем законах, в …Талмуде совершенно ясно сказано, что евреи вообще должны беречься запятнания какой бы то ни было кровью».

Есть еще один момент, вызвавший разногласия между сторонниками Гузя и его оппонентами. Дисциплинарная комиссия настаивает, что рассуждение о кровавом навете «было второстепенным в контексте двухчасовой лекции», в то время как представители Ассоциации «Никогда больше» утверждают, что все выступление священника было антисемитским. Например, профессор заявил, что евреи как народ, отказались от Б-га, не приняв христианство, — сообщил изданию The Algemeiner глава Ассоциации Рафал Панковский. В той же лекции Гузь уверял, что Талмуд основан на «лжи», а Карл Маркс на самом деле был «еврейским националистом». Д-р философии даже обвинил лауреата Нобелевской премии по литературе, пережившего Холокост Эли Визеля в «клевете и оскорблении Б-га».

В другой своей лекции профессор обвинил богатых евреев в финансировании прихода Гитлера к власти. Все это, однако, не повлияло на его репутацию в родном университете. Примечательно, что KUL носит имя папы Иоанна Павла II, который в свое время в соборе Святого Петра публично покаялся за преследование евреев католической церковью. Он стал также первым папой, переступившим порог синагоги, где, сидя рядом с верховным раввином Рима, произнёс ставшую широко известной фразу: «Вы — наши возлюбленные братья, наши старшие братья». Впрочем, на этот счет у профессора Гузя наверняка имеется «собственная интерпретация».

Максим Суханов