В понедельник, 15 февраля, канал «1+1» начал премьерный показ сериала «С кем поведешься» совместного производства телеканала и компании Art Forms Productio. Всего в сериале 16 серий, их показывают с понедельника по четверг в течение двух недель после премьеры. В первый день вышло сразу три серии. Именно столько, по большому счету, длится завязка этой драмеди. То есть задачи основной линии, за которую отвечают две главные героини Галина (Лилия Ребрик) и Марина (Ольга Жуковцова), стали понятны еще в первом эпизоде. Однако третья серия добавила в общий котел серьезную и довольно смелую историю 17-летней Александры (Юлия Буйновская), дочери Галины.
По сюжету, Галина — 35-летняя мать-одиночка, работающая в общепите. Ее единственная дочь учится в престижном лицее, и Галя еле сводит (а еще чаще не сводит) концы с концами, чтобы оплатить учебу, съемную квартиру, коммуналку и прокормить семью. Галя, правда, не унывает и считает, что все как-нибудь само рассосется. Марина — ее ровесница, но на этом сходство между героинями заканчивается. Она живет в роскошных апартаментах, не работает и занимается только домом и супругом. История закручивается, когда от Марины внезапно уходит муж Андрей (Сергей Басок). В расстроенных чувствах, выпив для бодрости водки, героиня садится за руль и сбивает Галину. Чтобы не попасть в тюрьму, виновница ДТП пытается договориться с потерпевшей и селит Галю с дочерью в своей квартире. Двум совершенно разным женщинам предстоит договориться между собой и изменить жизнь друг друга в лучшую сторону.
При первом знакомстве герои кажутся стереотипными. Марина — серая мышь с манерами капризной аристократки, в мире которой существует только ее супруг. Галина — не очень обремененная моралью барышня с неустроенной жизнью. Она уже год встречается сразу с двумя мужчинами, называя это «двойной материальной поддержкой». Александра тоже выглядит стандартно: умница-отличница, не одобряющая стиль жизни мамы.
Но довольно быстро выясняется, что героини не так банальны, как кажется: рафинированной Марине воспитание не мешает окунать в раковину с водой любовницу мужа и собственноручно мыть полы в заштатном кафе. Легкомысленная Галина оказывается поразительно верна своему слову и держит все обещания даже в ущерб себе. А правильная Александра врет как дышит, если нужно выгородить запутавшуюся мать или решить материальные проблемы. Эти нюансы в характерах персонажей обещают неожиданные сюжетные повороты и нескучные диалоги.
Впрочем, и весь сериал выходит за рамки стереотипов украинского телевидения. Во-первых, он предлагает обсудить проблему самореализации женщины и пресловутого женского счастья. Поскольку обе героини — одна, следуя стандартной программе, вышла замуж и «свила гнездо», а вторая не менее банально решила провести жизнь «стрекозой» — в итоге оказались неблагополучны, напрашивается вывод, что устраивать свою жизнь им придется самостоятельно. Это, в общем, тренд ХХI века и вполне достойная цель. Но раскрутят ли эту линию авторы, станет ясно из следующих серий.
Во-вторых, сериал дает возможность посмотреть на историю с позиций мужчины. Персонажей-мужчин здесь много, и самых разных — муж-предатель, обманутые женихи, братья, школьные друзья и т.д. Так что гендерный баланс в точках зрения соблюден, хотя в сериалах он, как правило, перекошен в пользу женщин.
В-третьих, сериал посвящен двум не самым классическим для жанра возрастам: героям или сильно за 30, или еще нет 18. В категории подростков главная — Саша. Ее история показана с разных ракурсов: и в школе с друзьями, и дома с мамой, и за их пределами. Часто кажется, что она полностью контролирует свою жизнь и старше больше части взрослых, которые ее окружают. Но в итоге якобы самостоятельная и рациональная девочка влюбляется в человека гораздо старше себя — так что ее линия в сериале выглядит даже не драмой, а трагедией.
В целом, игра актеров и внешний вид героев оставляют приятное впечатление. Даже карикатурные огромные очки Марины и красные волосы Галины не кажутся чересчур. Но претензии к проекту есть.
Генеральный продюсер Art Forms Production Татьяна Гнедаш известна своими классическими многосерийными мелодрамами в духе «Золушка всех победит», а телеканал — спец по комедиям. Сотрудничество в драмеди получилось гармоничным, но случались и конфликты жанров. Например, одна из второстепенных героинь теряет ребенка. Ее беременность с самого начала мешала развитию сюжета в нужном направлении, и было понятно, что это ненадолго. Но по характеру персонажа напрашивался вариант, что история с будущим ребенком просто выдумка. Но нет, оказалась вполне реальной — и это совсем не смешно. А частью драмы этот эпизод тоже быть не может — отрицательным персонажам не сочувствуют.
Также создатели сериала явно решили воспользоваться служебным положением и ненавязчиво просветить народ по важным вопросам безопасности. По сценарию Марина могла и не пить перед тем, как попасть в ДТП — достаточно было ее истеричного состояния. Но она подчеркнуто выпила водки, и получила аварию как из методички ГАИ. Также, пользуясь случаем, сценаристы передали привет коррупционерам. Полицейский четко дает понять виновнице инцидента, что о взятке можно даже не думать. Но в какой-то момент на этой волне сериал скатился в морализаторство. Устами эпизодического врача упрекать героиню в том, что она сама виновата в потере ребенка из-за пережитых в прошлом абортов и венерических болезней — это позапрошлый век.
Странной деталью кажется и внутренний голос, который иногда прорезается у героев. Подсознание разговаривает почему-то лишь с некоторыми персонажами. И логики в их выборе нет: главные герои могут мысленно молчать, зато эпизодические — подробно объяснять зрителям причины своих действий. Более того, появляется этот прием далеко не в первой серии, поэтому выглядит не находкой сценаристов, а попыткой заполнить провалы сюжета.
И, наконец, проект не прошел мимо хронической проблемы украинских сериалов: абсолютной «безгеографичности» повествования. Язык общения героев — русский, в кадре фигурирует абстрактный город, безымянный лицей, в котором изучают универсальную математику и анатомию, юная героиня читает классиков Диккенса и Тютчева, а деньги, которые мелькают на экране, трудно идентифицировать визуально.
Пусть герои сколько угодно декламируют Тютчева, а не Шевченко — это даже может быть полезно для разнообразия. Но от кого убудет, если в сериале хоть раз прозвучит слово «Киев», не совсем понятно. Тем более, что виды города узнаются. Анонимность повествования вызывает дискомфорт и в итоге начинает раздражать. На самом деле важно, где происходит действие. Это позволяет сделать историю ближе, понятнее и реальнее. И даже дать повод для гордости. Доблестные американские полицейские, проницательные британские сыщики, лирические героини-француженки — это уже бренды, а не просто герои сериалов. А у нас вместо украинцев — как в том анекдоте: «У вас сегодня сметана или кефир?» «Ну, такое…»
Фото: 1+1
Думки, висловлені в рубриці Column, передають виключно погляди самих авторів і можуть не збігатися з позицією редакції «Детектора медіа». Тексти авторських колонок суб’єктивні та не претендують на всебічне висвітлення теми.